?

Log in

No account? Create an account
Весы

ЭПОХА ОЧЕВИДНО НЕВЕРОЯТНОГО...


                                                                                                                         

толпа.jpgМанипуляция и управление массовым сознанием - древнейшая из коммуникационных технологий. Жизненно необходимое и, вместе с тем, смертоносное оружие. Как атом: может и делает невероятно много для человечества, но и уничтожить его может полностью и эффективно.

Управляемое массовое сознанием, как и атом, не является ни хорошим, ни плохим. Они становятся такими, которыми делают их сами люди. Благодаря то

му и другому, мы знаем массу "хороших историй", но и Хиросиму с Нагасакой, и шокирующие по своей бессмысленности и жестокости массовые "движения", заблуждения  и прочие "увлечения" толпы, имеющие много признаков вульгарного психоза.

Конкретный бенефициар есть практически всегда. Он или сам формирует "массовое" сознание, или использует уже сформировавшееся "массовое сознание" (правильнее не "сознание", а "предрассудок": то, что есть перед, то есть "до" рассудка) в своих целях, как правило , далеких от цели, как ее представляет массовое сознание. Для этого нужен обман. Очень большой...

И его довольно легко увидеть при известной степени индивидуализации собственного сознания и отхода от толпы на некоторое расстояние. Тем более, что в период после Второй мировой маркетологизация и глобализация а ля пан американа явились идеальной навозной кучей для взращивания подобных обманов. Если вы на рынке (а глобальный маркетологизирорванный мир - это большой рынок) и не видите, кого здесь обманывают - значит обманывают вас, - говорит Дональд Трамп. Этому человеку можно доверять в таких вопросах...

Обманы, рассчитанные на  регрессирующий в условиях массовых психозов разум, плодятся и взращиваются и регулярно, и со все ускоряющимся темпом.  Плодятся параллельные миры, а какой из них реальный - дело то ли вкуса, желания и множества других индивидуальных качеств выбирающего, то ли степени развитости природной способности индивидуального разума полностью растворяться  в массовом сознании и  не замечать очевидного.

Манипуляция (одно из названий и, одновременно, механизм обмана) массовым сознанием получила новый и сильный толчок к развитию во второй половине прошлого века благодаря достижениям научно-технической революции в области информационных технологий и массовой коммуникации. Раньше всего и наиболее наглядно этот феномен заметен благодаря распростанению и глубокому укоренению в среднем и, особенно, крупном бизнесе так называемого маркетингового подхода.

Продвигавшийся изначально как прогрессивный метод выстраивания всей корпоративной деятельности, ставивший во главу угла результаты глубокого изучения рынка и потребностей потребителя, "маркетологизация" быстро дополнилась, а потом и превратилась в формирование и навязывание потребностей потребителю с использованием сделавших огромный качественный скачок информационных возможностей "выхода" на фактически неограниченные массы людей.

Приведем здесь, для наглядности, лишь один простенький пример из жизни. Компания, для усиления бренда своего популярного и, вместе с тем, традиционного ("народного") сыра, решила сделать акцент в рекламной кампании на том, что он именно традиционный и натуральный. Казалось бы: ну и хорошо. Но поступающий в продажу такой сыр от разных производителей имел два цвета: белый или желтоватый. Какой цвет соответствует "натуральности"? Правильно. Раз задача компании - увеличить объем сбыта, - тот, который считает "соответствующим" большее количество людей - потенциальных покупателей.

Компания заказала широкое исследование, показавшее, что большинство людей считает "натуральным" для этого вида сыра желтоватый цвет. Развернутая вслед за этим  рекламная кампания убедительно доказывала, что именно такой цвет соответствует "натуральности" и "традиционности", производимому компанией сыру был придан (с помощью красителей) соответствующий цветовой оттенок, конкуренты, производившие такой же сыр, но белый, были повержены. Хотя именно белый цвет, на самом деле, являлся натуральным и традиционным для этого сыра.

Подавляющее большинство людей этого уже никогда не узнают и, в общем-то, этот пустячок безобиден. При достаточной степени искушенности внимательный наблюдатель без труда видит, что "маркетинговый мир" сплошь пронизан коммуникационными манипуляциями в интересах увеличения сбыта (не потребителя, как это может показаться) или тупо - выколачивания бюджетных денег.

Экология, йододефицит, напасти в виде каких-то гриппов, эбол, СПИДов, глобальных компьюторных сбоев (миллениум), изменение климата, борьба с табакокурением, диетологическая истерия, здоровый образ жизни и многое подобное - это важные компоненты системы информационного давления на огромные массы людей в целях бизнеса. И это тоже, в конце концов, не так страшно. Тем более, что несет в себе и нечто позитивное (впрочем, как побочный продукт).

Но когда таким образом создаются целые "мирозданческие" системы с целью спровоцировать людей на определенные (этим виртуальным мирозданием) действия - шутки в сторону! А именно политика (политические манипуляции) и стала основным "пользователем" этой новой информционной сиуации.

Манипулирование массовым сознанием имело место всегда. Более того, оно необходимо и осуществлялось с использованием естественно сформировавшихся и неплохо изученных традиционных инструментов. Ничего принципиально нового. Так что произошло?! Почему стало возможным говорить о наступлении новой эпохи?

Два "макрофактора", с моей точки зрения, позволяют говорить о новой эпохе: во-первых, качественный скачок в информационных технологиях и средствах коммуникации и, во-вторых, сформировавшийся монополизм англосаксов в выстраивавшемся ими для себя "глобальном" мире. Англосаксы - это протестантизм и это имеет значение о котором подробней можно посмотреть здесь: "Россия и Запад: противостояние цивилизаций"  http://fesalexander.livejournal.com/16360.html

---------------*----------------

Спрос порождает предложение и практически одновременно начинает развиваться социальная психология, явившая в последние пару десятилетий весьма впечатляющие результаты многочисленных проведенных тестов, исследований и анализов социального массового и индивидуального поведения и их взаимодействия. Полученные выводы и рекомендации позволили практикам манипулирования сознанием сделать огромные шаги вперед в совершенствовании своего промысла.  Очевидно, что, помимо бизнеса, основным потребителем этого продукта и ноу-хау стала политика. И прежде всего - политика в Штатах.

Первый (из известных мне) грандиозный успех подобного манипулирования был достигнут в США. Причем, объективно, эта "операция" носила прогрессивный характер и не имела в своей основе лжи. Инициатива, безусловно, принадлежала высшей элите государства, столкнувшейся с серьезной проблемой идеологического характера на пути самоутверждения в качестве глобального лидера.

Речь идет о превращении населения США из традиционных последователей  и сторонников сегрегации (рабство было отменено лишь в 60-х гг. 19 в.) в оголтелых приверженцев толерантности, равноправия, "политкорректности" и пр. Причем вся эта эволюция случилась мгновенно по истонрическим меркам: в течение 10-15 лет. Еще в начале 60-х гг. прошлого столетия американцы в массе своей были сторонниками сегрегации, а в 70-х уже размахивали по всему миру флагом страны - лидера толерантности, равноправия и политкорректности.

Так не бывает - скажет понимающий наблюдатель. Да, не бывает. Если иметь в виду естественные процессы. Однако, если целенаправленно задействовать все основные современные средства информационного давления, создать обстановку массового психоза, подключить государственный карательный аппарат, запрещать и дискредитировать, прямо и косвенно, любое "оппозиционное" мнение, сформировать "толпу" с общей единой позицией (а такая "толпа" сама по себе беспощадна к своим "врагам" с отличным от ее индивидуальным мнением) и все это хорошо профинансировать - то, оказывается, можно, но не "естественно".

Для протестантской верхушки Америки (а она, Америка, основана и правится протестантами со дня основания) сегрегация как раз вполне органична и даже необходима с их религиозной и мировоззренческой точки зрения. Однако основная часть населения США - не протестанты. Для католицизма, православия, ислама разделение по национальным или внешним признакам человека - немыслимо. Это, видимо, также способствовало успеху этой удивительной "кампании" в массах.

Примечательно, что кукловодам до переформатирования "американской толпы" в части равноправия, вполне удавалось "внушать" последней, что рабство, а в дальнейшем - сегрегация, это хорошо и так должно быть. Ну или заставлять эту толпу быть вполне терпимой к этой дикости.

Таким образом, основные составляющие успеха:
(1) толпа, объединенная масса людей (общество),
(2) отсутствие или слабость конкурирующих систем или институтов, влияющих на толпу, (3) прямые и мощные коммуникационные каналы для информационного влияния на толпу, желательно - монополизация всех основных коммуникацинных каналов.

Успешность этой кампании оказалась удивительной даже для ее инициаторов. И, безусловно, вдохновляющей. С тех пор, а особенно по мере мировой "глобализации", подобные практики применяются все шире и активнее. Правда, цели подобных практик, в отличие от отказа от сегрегации, уже нельзя отнести к прогрессивным.

В частности, все цветные революции, "общественное мнение" и отдельные индивидуумы, не замечающие очевидного и видящие только то, что соответствует их "коллективному" сознанию (сколь очевидно лживым это ни было бы), легализация в общественном мнении уничтожения государств и целых регионов, не представляющих угрозы для уничтожающих, миллионов невинных людей, не говоря про "маркетинговое" боловство бизнеса - это все прямые результаты этих "практик" и кампаний, принявших глобальный и системный характер.


-----------* ------------

Инструмент №1 - толпа, масса, "стая". Но не просто толпа, масса, а такая масса, которая толпа1.jpgуправляема бенифициарами или легко может перейти под их контроль в нужный момент.

Многое разъясняет приводимая ниже выдержка из небольшой работы Зигмунда Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого "Я", написанной, если память не изменяет, в 20-е годы прошлого столетия. Очень интересная выдержка по нескольким причинам: во-первых - это Фрейд; во-вторых - излагаются выводы, полностью совпадающие с мыслями другого великого психолога "массовой души" Ле Бона (специализировался, в отличие от Фрейда, именно на этой проблематике и получил мировое признание) ; в-третьих - написано в ту эпоху, когда какая-либо ангажированность по поводу затрагиваемых нами сегодняшних проблем исключена. Вдумываться следует в каждое слово - это имеет значение:

" Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда не надолго, она не способна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподбного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, - как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, - не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью.Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.

Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии - в дикую ненависть.

... Тот, кто хочет на нее (массу) влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.

Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету.

... Будучи в основе своей вполне консервативной, у нее глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией."


Ну чем, например, не современная Украина!? А многие говорят, что непонятно, как такое возможно, удивляются, не верят, списывают все на "специальный чай" и т.п. Да нет. Все, оказывается, естественно и закономерно, как и во всех остальных "оранжевых" странах.

Или вот некоторым показалось удивительно, как это можно: в весьма благополучной стране выйти толпой в протесте против вырубки маленького парка (например, недавно в Стамбуле) и в моновение ока вдруг приступить к попыткам государственного переворота, вообще забыв про деревья?! И такие "толпы" создавались и создаются не только в Стамбуле, и не только вокруг защиты окружающей среды. Не важен повод, по которому толпа создается, важно, что как только она создана, как только взаимосвязь (не важно - какая) между ее членами достигла определенной степени "психологической напряженности", - в полную меру начинают работать описанные Фрейдом механизмы. Толпа переходит под контроль кукловодов...

Интересно то, что упоминавшиеся выше маркетинговые кампании в сфере бизнеса: экология, йододефицит, напасти в виде каких-то гриппов, эбол, СПИДов, глобальных компьюторных сбоев (миллениум), изменение климата, борьба с табакокурением, диетологическая истерия, здоровый образ жизни и пр.; добавим сюда атеизм, сектантство, поощрение ЛГБТ сообществ,  легализацию гомосексуальных браков, борьба за "права детей", педофильные кампании против католических, и не только, священников, "феминистические" движения, естественно - социальные толпы (пардон!) - сети в интернете и пр., - это все и эффективные инструменты формирования толп.

Конечно, "толпы" бывают разные. Одно дело - толпа на площади, другое - "толпа" как население страны или многих стран. Они имеют разные характеристики и методы работы с ними разные. Однако по сути они не отличаются и толпа на площади коренным образом связана с "толпой", в которые превращаются нации и страны.

Таким образом, формирование "правильной" толпы - первое предварительное условие успешных политических манипуляций.


-------------*-------------
Толпа - это главный инструмент для манипуляторов. Но самого по себе его недостаточно. Потому что "толп" (и, иногда, манипуляторов) всегда много и их, так сказать, "интересы" не только не совпадают, но часто - взаимоисключающи. И эту проблему манипуляторы, прежде всего англосаксонские, научились довольно успешно решать. И опять Украина - наиболее наглядный и свежий пример.

Перед этим вопросом предлагаю немного отвлечься и посмотреть каждому на самого себя: а к какой "толпе" принадлежу я? Могу предположить, что большинство сочтут себя в стороне от всяких "толп". Посмотрим...


(продолжение следует)

Comments

Звиняйте, конечно , но обычно не склоняются названия на -и )))
Знаю. Это "шутка". Спасибо за внимание.