?

Log in

No account? Create an account
Весы

ПСКОВ-ИЗБОРСК-ПЕЧОРЫ: Ну! И что там у нас творится за МКАДом?!

  В командировку в Псков (октябрь 2015) решил съездить на своей машине: хорошо показавшая себя практика. Добавил к командировке пару дней за свой счет, прыгнули с супругой в машину и - вперед.

    Выбранный маршрут показан на карте синим: по М-9 до поселения Пустошка и там сворачиваем на М23 (на Питер) до Пскова.





Выехали утром (часов в 8) в будний день. Много засветло уже разместились в гостинице в Пскове. Дорога очень приятно удивила качеством и... пустынностью.
Примерно такая - вся.








Сам Псков посмотрели мало. Собственно все свободное время провели в компактной центральной исторической части. Но то, что видели вокруг, создавало впечатление "крепкого" города, хотя и не переживающего хозяйственного бума.






Конечно, историческая часть города очень интересная и производит сильное впечатление. Некоторые факты: чуть ли не самый древний русский город, в средние века - крупнейший торговый центр Европы (местный гид сказал - самый крупный!), в те же времена по размеру и числу жителей Псков в 2 раза превосходил Париж...

















Не меньшее впечатление произвел Изборск, до которого меньше часа езды на машине. И древняя крепость впечатляет, и само поселение и окружающая природа - чудо.











Это внутренняя территория крепости. Если в этом районе было вече (в Пскове - точно было), то собиралось оно где-то здесь. Интересный момент запомнился про вече. Выступали на вечевых собраниях и "вносили предложения" главы семей и родов (что-то типа - "патриции"), но имели право и остальные граждане ("плебеи" - мы бы сказали). Однако, если вече считало, что выступление плебея - не "разумно", он тут же и побивался остальными участниками вече. Отсюда происхождение слова "увечье". Видимо, били очень сильно...
А ведь что-то похожее бывало и в Древнем Риме, даже, кажется, в Сенате: могли выступать и предлагать не только сенаторы. Но "не сенатор" выступать должен был с веревкой на шее, на которой его и вешали сразу, если выступление было "не разумно"...





Как пояснил местный гид, это единственная в России древняя церковь, в которой ни разу не прекращались службы с момента ее постройки, т.е. где-то с XI века...




Это крепостная башня внутри.



Вид с крепостной стены. Вдали - оз. Городищенское.




Вот оно.




А это Словенскике ключи на берегу озера. Целебные, естественно...




Этот регион известен тем, что в нем было широко распространено и дольше других сохранялось двоеверие.  Собственно, оно существует там и сейчас. Как можно понять из пояснений местных, особенно двоеверие укоренилось и существует сегодня среди финно-угров. Например вепсы, которых в псковоской области сейчас осталось около 300 человек (гораздо больше - в Эстонии), все двоеверы: ходят на службы в православные церкви, а дома и на природе поклоняются языческим богам...
На фотографии ниже за заборчиком находится маленькая цервушка и древние захоронения.







Вот такой интересный надгробный камень нашел. Символика явно не христианская. На символе выбита цифра "1109".




Видимо, исконный символ выглядел так. Ничего подобного в славянской языческой символике сначала не вспомнил. Возможно, обозначает, в частности, жизненный путь, завершившийся в том месте, где выбит год "1109".




А потом нашел вот это. Практически наверняка - на камне выбит древнеславянский символ коловрат.  Он же - еще более древнеарийский символ... В таком виде мне не попадался никогда. Может удалось сделать маленькое открытие?! (в каждой шутке есть доля...)




А вот еще одно языческое надгробие. Расположено прямо на поселковой площади на газончике... Обязательно вернусь, рассмотрю получше и хороших фоток сделаю, чтобы мозги поломать: что это?





Печоры - это Псково-Печорский монастырь. Печоры - это пещеры. Собственно с них монастырь и начался. Красоты - невероятной. Просто лубочный. Кстати, от Изборска до Печор - то же минут 30 езды.




Это вход в монастырь.

Легенда нам сообщает, что приехал в гости в монастырь Иван Грозный, а на этом месте у входа встречает его построивший монастырь настоятель. Не слезая с коня достает Иван саблю и сносит настоятелю голову, за то, что стену вокруг монастыря поставил. Потом слез с коня, взял на руки обезглавленное тело и отнес в церковь внутри монастыря. По другой, менее популярной легенде, посадил его Иван просто в острог, а слух распространили, что голову снес.

Казалось бы: за что, за стену?! Так ведь по всей Руси монастыри за стенами. Думаю, это символический отголосок борьбы Московии с сепаратизмом более северных славянских городов: Новгород, Псков и пр. "Стена" - это мифологизированный символ сепаратизма, а сабля в руке Московского царя, сносящая голову строителю этой стены - мифологизированный символ неизбежного единства вокруг Московского царя.




Рядом у входа в монастырь памятник и самому пострадавшему, Игумену Корнилию.




А вот по дороге правее от здания на переднем плане Иван Грозный спускался к церкви с обезглавленным телом Корнилия, оставляя за собой кровавый след... (как уточняет легенда).




Собственно, внутренняя территория монастыря.



















Обратная дорога показалась еще приятнее и легче. Это Северная Двина.







А это - местные "плоды". Оболденно вкусные. Очень потом жалели, что не взяли больше.




Кстати, остановились пару раз у дороги и жена сходила в лес метров на 200-300 "на разведку" - полторы большие корзины белых и подосиновиков минут за 20...

Comments