?

Log in

No account? Create an account
Весы

ГОРЬКАЯ ПРАВДА 2: скоро увидим, кто патриот, а кто – "Ура!" (просто поскакать любил...).


Первоочередной и промежуточный вывод анализа экономического положения страны, некоторый сводный результат которого приведен в предыдущем материале, будет подтвержден в ближайшие недели и месяцы по мере публикации основных экономических показателей развития экономики за 4 кв. 15-го и далее. Его показатели, практически без сомнений, гораздо хуже предшествующего и соответствующего квартала 14-го. Ничего общего со звучащими до последнего времени от Правительства и докладываемыми Президенту оценками и прогнозами развития этой ситуации. Действительное падение экономики - впереди.

Так это что?!: "всепропаломывсеумрем"?! "Рашкеконец?!".

Да ничего подобного!
Это, А - горечь за неиспользованные своевременно возможности.
Это, Б - повод более серьезно задуматься нам всем, включая Президента: кто, как и зачем "рулит"  нашей экономикой за пределами военно-промышленного комплекса;
Это, В - успеть сгруппироваться и "пристегнуть ремни" перед неизбежно надвигающимся ударом и тряской. Турбулентность обещает быть серьезной и долгой.


В связи с пунктом Б заслуживает особого внимания прозвучавшее уже после опубликования 1-й части этого материала высказывание нашего "министра экономики" на Гайдаровском форуме по поводу "стратегирования". "Стратегирование" (тьфу! блин! будь ты не ладно!), - постановка стратегической цели и настойчивые упорядоченные действия, направленные на ее достижение (так это звучит по-русски), видите ли - не современно, потому что ограничивает творческие натуры в повседневном свободном выборе действий!!!

Все понятно?!   Хиппи-философ - начальник штаба... Креаклы - комбаты... Кто хочет послужить в этом  полку в условиях войны?! И ничего "современного" в этом нет. Старо, как мир. Да. А таких "боевых" командиров "отстреливают" в первые недели и месяцы реальных боев. Либо по указанию Командующего, либо, если запаздывает, - солдаты или офицеры без всякого "указания"...

Поэтов-философов отстреливать, конечно, нельзя. Но их "правильное" место - сидеть на поляне среди белых акаций и ждать Ма-ма-ду..., - как поется в известной современной песенке.


Теперь об "окружающей среде", о конкретных условиях, в которых  действуют экономические закономерности и, собственно, о прогнозе. Как будут развиваться события.

I

В предыдущем материале мы выяснили, что зависимость ВСЕЙ Российской экономики, а не только бюджета, торгового и платежного балансов, курса рубля, от экспорта нефти - недопустимо высока. ВВП буквально следует за ценами на нефть с люфтами настолько незначительными, что ими можно пренебречь, пока цена нефти ниже $ 100. Мы также понимаем, что это "следование" относительно незаметно для населения, пока имеется достаточно средств в национальных фондах благосостояния, наполненных в период высоких цен на нефть.

Можно ли ждать чуда и сколько либо существенного роста цен на нефть в обозримой перспективе?

С экономической точки зрения, в этом году не сработает на повышение цен увеличение мирового производственного (и потребительского) спроса на нефть и нефтепродукты. Этого роста спроса просто нет и не ожидается. Мировая экономика продолжает стагнировать на грани рецессии. Вероятность последней гораздо выше, чем начало роста. Базовых экономических оснований для роста цен на нефть нет и пока не просматривается в перспективе. Зато просматриваются возможности перехода в ряде ведущих экономик затянувшегося структурного кризиса в острую фазу. В этом случае нас ждет переход мировой экономики от стагнации к рецессии с быстрым сваливанием в падение. Тогда нефть будет вообще просто никому не нужна...

Пожалуй, сохранялся бы какой-то незначительный шанс (больше - надежда...) на заметный рост цен в случае наличия монопольного союза стран-нефтеэкспортеров. Но ОПЕК разгромлен, а создание подобного союза с целью регулирования цен через координацию объемов экспорта нефти сегодня невозможно. И, уверен, это вовсе не стихийное стечение обстоятельств.

Предположим, цена начала расти. Неважно, по каким причинам. Чисто гипотетически. В ближайший 1-2 года Иран поэтапно выводит на мировой рынок до 2,5 млн. баррелей нефти. Сегодняшние мировые нефтеэкспортеры, экономически зависимые от нефти, вынуждены держать объемы добычи и экспорта на максимуме независимо от цены: рынки надо удержать, да и хоть какой доход получить.  На уровне $ 40-50 в сторону прекращения роста вновь наполную "заработают" сланцевые и другие "тяжелые" типы месторождений. В общем, рыночный медведь подмял под себя быка очень плотно и очень надолго. Но это не все.

Теперь политический фактор, "окружающая среда".

Смотрим, кому нажны высокие цены на нефть? Россия, Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Венесуэла, Бразилия, Ирак, Нигерия...
А теперь - кому нужна низкая цена (пока только с экономической точки зрения)? США,  Западная Европа, Япония, Канада, Австралия, Китай, Индия... Можно не продолжать. Практически и всем остальным кроме наркоманов - мононефтеэкспортеров.

И наконец, с геополитической и региональных точек зрения: кому из тех, кому нужна низкая "коммерческая" цена на нефть, - кого нужно "порвать в клочья" из тех, кому нужна высокая цена? Чистая политика.

Штаты и их вассалы (условно - англосаксы, они же выигрывающие от дешевой нефти) ведут отчаянную политическую войну против России. Ни мало, ни много: решается вопрос глобального доминирования. Иран, Венесуэла, Бразилия - политически противники или слишком "не вассалы" для англосаксов. Остальными можно пренебречь... Не поддерживать всеми силами минимальные цены на нефть, что высокоэффективно и с экономической, и с политической точек зрения для англосаксов просто невозможно!

Чувствуем "расклады"?! Кстати, учет вышеотмеченного фактора добавляет ясности в некоторые мотивы происходящих, казалось бы неожиданных, сближений и разбеганий различных стран. Казавшиеся "странными" позиции некоторых стран приобретают бОльшую ясность. Я, прежде всего, о Китае, Саудовской Аравии, Турции, Индии и др.

Ранее отмечались объективные рыночно-экономические механизмы, жестко закрывающие возможность для роста цен на нефть. Вдобавок есть и не менее эффективные политические механизмы, пока практически не задействованные англосаксами. Какие?!

Многие помнят времена, когда какие-либо серьезные кризисы с участием стран-нефтеэкспортеров практически автоматически приводили к росту цен на нефть: ожидалось и реально происходило сокращение предложения нефти на мировом рынке. Тогда политико-коммерческий компонент работал так.

Благодаря уничтоженному Ираку, осуществленной англосаксами "арабской весне" и ее последствиям этот механизм был сломан и теперь чем больше стран-экспортеров нефти фактически разваливаются - тем дешевле нефть на мировых рынках. Бывшие государства - экспортеры нефти разваливаются или крайне ослабевают, теряя контроль над своей нефтедобычей и экспортом. Их место в этой сфере занимает предусмотрительно созданный англосаксами ИГИЛ и продолжает экспорт нефти, но уже по абсолютно демпинговым ценам. За бесценок, мы бы сказали. Всем хорошо: ИГИЛ - на самофинансировании, англосаксы (и прочие нефтеимпортеры) - в шоколаде, политические глобальные противники, и прежде всего Россия, - в труднейшей экономической ситуации. Нефтедобыча в Ираке, Сирии, Ливии - вот сегодня основные источники демпинговой нефти для ИГИЛ и англосаксов.

Роль Сирии в этих игрищах, благодаря России, сокращается с реальной перспективой ухода из под контроля ИГИЛ (и англосаксов) полностью. Но впереди - наращивание этой активности ИГИЛ в Ливии. И что б никто не сомневался: англосаксы будут возмущаться, но пальцем не пошевелят, чтобы не отдать Ливийские месторождения ИГИЛ. Это много новой дешевой нефти на рынке, причем нефти уникальной и попадающей под контроль англосаксов. О так о!

Ну и, наконец, не забудем, что стратегический нефтяной резерв США составляет почти 700 млн. баррелей нефти. А потребность в таком резерве объективно сокращается, в том числе по некоторым вышеуказанным причинам. Уже сейчас Конгресс согласился на продажу 101 млн. баррелей из резерва. Но это, видимо, так, для контрольного выстрела...

Подводя промежуточный итог:


  • не вижу ни одного экономического фактора, который работал бы в сторону повышения цен на нефть;

  • политических рычагов, как и сильнейшей заинтересованности в удержании супер низких цен на нефть у англосаксов - более, чем достаточно;

  • ЦЕНА НА НЕФТЬ НЕ ПРИБЛИЗИТСЯ К ПРЕЖНИМ УРОВНЯМ В ОБОЗРИМОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.

Таким образом, пока Россия все глубже садилась на "нефтяную иглу", последняя просто сломалась (вернее - ее сломали)... Все, проехали! И это хорошо...

Здесь интересно сделать себе на память одну "зарубочку": если бы Россия вернулась на глобальную политическую арену хотя бы лет на 5-7 раньше - никто бы эту "иглу" не смог сломать. Это так, один из примеров связи глобальной политики с экономическими интересами и чтобы меньше задавалось идиотских вопросов, типа, что мы делаем в Сирии, зачем нам ввязываться и т.п.


II

Так что же будет дальше?!

Темпы рецессии экономики России (ВВП) будут иметь устойчивую тенденцию к нарастанию весь текущий год, наиболее "критичными" с этой точки зрения представляются IV кв. 2016 и 2017-ый. Если Россия войдет в фазу кризиса "падение" (а это практически неизбежно), оно придется именно на этот период.

До выборов в сентябре 2016 и какой-то короткий промежуток после, резких "сломов" в экономике, скорее всего, допущено не будет, особенно в социальной сфере и в секторах, непосредственно на эту сферу влияющих (банковский, напр.). В этих целях будут интенсивно расходоваться резервы, которые, возможно, к концу этого года и закончаться. Экономике и социалке придется пройти через настоящее "чистилище". Надо учитывать, что падение цен на нефть не только напрямую уменьшает доходную часть бюджета, но, влияя столь сильно на всю экономику (ВВП) в сторону ее сокращения, в качестве вторичного эффекта урезает и налоговую базу всей экономики и, соответственно,  еще больше - доходы в бюджет.

По мере "съедания" кризисной экономикой социального и оборонного бюджетов будет резко возрастать "вмешательство" Президента в дела либерально-"патриотической" части правительства. Можно ожидать уже в конце I-го - во II квартале 2016. В силу выборных соображений это "вмешательство" может быть перенесено на IV кв. 2016. Управление экономикой, люди, подходы и принципы будут серьезно меняться. Самое позднее, к концу 2017, падение должно быть остановлено и ситуация - стабилизирована. Неизвестно, на каком уровне. Но стабилизирована. После этого может начаться "оживление" и будем надеяться, что уже не на основе роста мировых цен на нефть...

Кризис - впереди.

III

Стратегические просчеты в предшествовашей, да и в текущей экономической политике очевидны (Ма-ма-ду не прилетает и не прилетит...). Президент эти стратегические просчеты систематически и длительное время недооценивал. Он явно передоверился либерал-"патриотам" и они его подставили, причем очень крупно. Как результат, осязаемый ущерб будет нанесен в ближайшее время его, безусловно, любимым детищам: внешней политике, армии, оборонке, социалке, новой России, наконец... И вот тут уже шутки в сторону. Ему придется все это защищать и восстанавливать. И он обязательно кинется это делать, как только угроза начнет материализоваться и либеральные "дела" начнуть кричать так громко, что либеральных экономических теоретизирований и заклинаний просто не будет слышно.

Насколько серьезны последствия всего происходящего для страны? Повторение истории с развалом СССР?! Ничего подобного! Даже близко нет. Обычный, хотя и глубокий структурный кризис. Тяжелый, именно потому, что длительное время игнорировались основы устойчивости экономики. Кое-что вспомнится из 90-х... (дефолт 98-го тут не при чем). И грошь нам была бы цена, если бы это представило угрозу существованию государства. Просто смешно. По сложности, глубине и системности проблемы, стоящие перед практически всеми ведущими западными экономиками на порядки тяжелее наших Российских.

Просто, благодаря допущенным внутриэкономическим стратегическим просчетам, заплатить нам всем за предстоящую реконструкцию придется побольше. Расплачиваться придется подольше. Президент должен обеспечить, чтобы платили все и пропорционально, по справедливости. Тогда народ все поймет (и простит).

Президенту придется продемонстрировать именно свою эффективность и во внутриэкономических вопросах в интересах государства и народа. Если он сохранит нынешнюю ситуацию и лишь более активно и "точечно" будет вмешиваться в экономику в "косметических" целях (как это происходит в самое последнее время) - народ не поймет.

Весной и в начале лета 2016 начнется существенная активизация "внесистемной оппозиции", либерастии, болот, выгребных ям и 5-й колонны в целом. Такие шансы (выборы в период разгоревшегося кризиса) не пропускаются. Возможно, придется прибегать к "непопулярным" действиям. И народ поймет, если Президент продемонстрирует, что за справедливость в разделении бремени кризиса и не собирается дожидаться Ма-ма-ду, как его нынешние "коллеги".

Президенту потребуется наша поддержка и он, безусловно, ее получит. До конца.

Только вот я, например, совсем не хочу поддерживать все это расползшееся как плесень по власти и СМИ при его прямой поддержке либерально-"патриотическое" крыло, тянущее за собой, вольно или невольно и 5-ю колонну. Уверен - очень многие не хотят.

Надо бы успеть публично размежеваться. Это не личное. Это - о государстве Россия.

Comments