?

Log in

No account? Create an account
Весы

КОНСПЕКТНЫЕ ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ФАНДРАЙЗИНГА - 2

 

2. Об оценке размеров и направлений социальных инвестиций Российских компаний

В 1980-е годы в России:

  • 32 млн. граждан проживали в квартирах, находившихся на балансах предприятий;

  • 30 млн. пользовались принадлежащими предприятиям медицинскими учреждениями,

  • 1.5 млн.детей ежегодно отдыхали в принадлежащих предприятиям детских оздоровительных учреждениях;

В 1993 г. только учтенные статистикой социальные расходы предприятий составляли 3,3% ВНП!

 

Предприятия на 25% покрывали расходы жилищно-коммунальной системы, образования, культуры и спорта.

 

В течение 90-х  2/3 социальных объектов были переданы от предприятий муниципалитетам. Позднее наметилась обратная тенденция, однако по ее интенсивности и последствиям для этого процесса последнего кризиса данных не имею.

 

Социально-инвестиционные приоритеты большинства Российских компаний (по данным Ассоциации менеджеров) – внутренняя социальная политика по поддержке и стимулированию работников предприятия, на что расходуется до 60% социальных бюджетов, из которых 1/3 – охрана здоровья.

 

Здесь важно понимать, что «внутренняя социальная политика по поддержке и стимулированию работников предприятия»  не является ни филантропией, ни благотворительностью, как бы не был велик у кого-то искус утверждать обратное…

 

25% социальных инвестиций направляются на территориальные сообщества, в т.ч. 10% - на развитие местного сообщества, на природоохрану и ресурсосбережение – 10%, на обеспечение добросовестной деловой практики – 5%.

Comments

налоговые льготы

В связи с приведенными данными и выводами, вопрос напрашивается сам - так почему толпы НКО твердят о необходимости принятия налоговых льгот для компаний? разве существующий баланс интересов не является уже как минимум "вин-вин"?

Re: налоговые льготы

Думаю, здесь два важных момента: (1) если независимы НКО и твердят о такой необходимости, то только потому, что либо в какой-то степени введены в заблуждение (мол, вот были бы льготы, уж тогда мы бы вам пожертвовали…). Думаю, ничего бы не изменилось. Я уже напоминал, что в нескольких регионах льготы по региональным налогам действуют и… ничего, а может и еще хуже: ведь налоговые льготы надо потом защищать перед налоговой инспекцией! (2) Похоже, основной шум поднимают не независимые НКО, а всевозможные ассоциации, форумы, корпоративные и некоторые другие НКО и т.п. связанные с бизнесом и, зачастую, лоббирующие его интересы.

В этой связи также хочу привести высказывание американского исследователя M.Cunninggim в одной из публикаций в 70-х годах прошлого века: «…налоговые льготы за счет государственного бюджета являются по сути дела узаконенным казнокрадством средств американских налогоплательщиков. А поскольку фонды и стоящие за ними миллионеры пользуются этими привилегиями, постольку их в сущности содержат преимущественно рядовые налогоплательщики. В результате магнаты не только сохраняют в своих руках контроль над огромными капиталами…, но и добиваются усиления популяризации своих имен». С учетом объективно сложившейся ситуации в России с корпоративной социальной политикой, особенно в регионах, предоставление подобных льгот сегодня выглядело бы довольно странно…
А можно ссылку на данные ассоциации менеджеров?

И нашла сайт, посвященный социальному предпринимательству - совершенно особая сфера деятельности: http://www.nb-forum.ru/portrait_447_572
Ссылочку дам чуть позже.
А по социальному предпринимательству - http://kindcard.livejournal.com/, www.kindcard.ru и www.fundraisers.ru: возможно, первый такой проект в России к идее которого имею удовольствие быть причастным.
Ссылка на Ассоциацию менеджеров: «Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер?». Независимый институт социальной политики. Издательский дом ГУ ВШЭ. М., 2005, стр.19.

Очень рекомендую проштудировать всю работу: весьма профессионально проанализирована реальная ситуация в этой сфере. В частности, затрагиваются вопросы, о которых вообще как-то принято было молчать в открытых публикациях. Например: «Данные нашего исследования фактически опровергают широко распространенный взгляд, что расходы на социальные цели, и в частности вложения в социальную инфраструктуру, не являются выгодными для бизнеса. Вот как эту позицию аргументирует представитель одной из федеральных компаний, хотя подобная точка зрения не часто высказывается представителями бизнеса: «Если не содержать объекты социальной сферы, эти деньги надо было бы платить, а здесь их можно потратить на всех …. Это иногда дешевле обходится, чем повышение заработка определенной группе персонала. И по части налогов – то же самое. Строить социальные объекты – дешевле, чем платить людям деньги». И в другом месте исследования: «По оценкам экспертов, размер затрат на внутреннюю и внешнюю СП (социальную политику) в расчете на одного работающего могут достигать от 25 до 50% размера средней заработной платы на предприятии. СП компаний осуществляется практически за счет тех денег, которые могли бы быть выплачены персоналу в виде заработной платы».

В качестве комментарий к вышесказанному добавлю, что, в известном смысле это «оптимизация» налогообложения со стороны компаний: налог на фонд оплаты труда очень высокий, поэтому выгодно часть зарплаты уводить из ФОТа (избегая этого налога) и включать в своего рода компенсационный пакет в виде социалки.

Один из руководителей среднего звена профильного федерального министерства сказал мне по этому вопросу в частной беседе лет 8 назад примерно следующее: мы знаем о широком распространении таких практик и одной из причин, почему ничего не предпринимается – предприятия довольно эффективно инвестируют эти уведенные из ФОТ (от налога) средства в социалку, на что нет никаких гарантий, если эти средства попадут в бюджет в виде налога…
Спасибо, нашла в сети. Хотя это более чем пятилетней давности данные, последние 2-3 года особенно на волне кризиса и проблемами с лояльностью и удержанием сотрудников доля внешней корпоративной благотворительности действительно увеличивается. И если раньше наиболее значимыми были взаимодействия с властями по поводу корпоративных программ, то сейчас акцент смещается на взаимодействие с сотрудниками - благотворительная деятельность больше становится внешней, а коммуникации при этом больше направлены внутрь компании.

Французского журналиста чуть не убили во время путеше