?

Log in

No account? Create an account
Весы

Странности, всякие... (2)

Продолжим проминад вдоль событий и фактов, которые каким-то образом выпадают из, обычно, стройной картины мира, мифов, которые каждый выстраивает у себя в голове. Вернее, которому "выстраивают"...

Декабрь 2012. Командировка в #Магадан. Коротенькая. Всего 2 дня. Холодно, за 20. Хозяева были внимательные и постарались показать все, что можно успеть в коротких перерывах между работой.

Сам город мне понравился. Не могу точно сказать - почему. Такой крепенький орешек на берегу холодного моря какого-то тяжелого сине-серого цвета в окружении заснеженных и промороженных лесов и сопок. Природа вокруг создает ощущение какой-то спокойной и совершенно непреодолимой монументальности, а заснеженные улицы города с наступлением темноты заливаются мягким, чуть ли ни желтого цвета светом фонарей, обвалакивающим невысокие здания характерной сталинской архитектуры в центре города. Город как бы говорит: я здесь не чужой, хоть и сам по себе, и я - на равных. Все, что дальше, наверно, нескольких сот километров местные называют "континент": "человек приехал с континента, из Москвы".                                   


Конечно, меня свозили к известному памятнику жертвам политических репрессий, который оставил довольно противоречивое впечатление: грандиозен и очень "символичен". И стилизованное распятие, и плачущая на коленях девочка, и слеза в виде образов человеческих лиц, и крест и еще много чего. Известный автор, с моей точки зрения, отошел от живительной лаконичности в угоду символическим деталям. Несколько "суетливо" получилось на фоне окружающей некричащей монументальности дикой природы и человеческого духа.

Но - дело вкуса. Монумент, безусловно, производит впечатление и достойно символизирует не самую розовую страницу нашей истории.






Однако, к сути. Вечером меня пригласили в Магаданский музыкальный и драматический театр. Вот он, на фотках. Построен в 1941 г.  Вообще, 2-3 театральные труппы существовали в тех местах с начала 30-х. Под эгидой НКВД. В труппу входили многие десятки политзаключенных. Даже политзаключенные балерины танцевали... Да. И замечательный Г. Жженов там играл. Здание характерной архитектуры и просто великолепно - внутри.


Так вот. Не помню названия спектакля но, очень кратко: отношения мужчины и женщины на историческом фоне развития нашей страны.

Во время одного из эпизодов спектакля на заднике сцены проецируются документальные кадры стройотрядов, прокладывающих, наверно БАМ, через заснеженные леса, какие-то комсомольские стройки, палатки, бараки, валка леса и забивание ж/д костылей и т.п.

По ходу этих кадров на сцену выбегают полтора десятка молодых людей в темных футболках, на которых крупными белыми буквами написано: С С С Р...

И тут произошло неожиданное: весь зал (полный) как-то колыхнуло и он взорвался: люди вскочили и стали неистово и очень искренне аплодировать. Кажется, было что-то типа криков "Ура!"...

"Батюшки! Кто эти все люди?!" - мелькнуло в голове: потомки сотрудников #НКВД, "уморивших десятки миллионов" в советских лагерях? Дети политзаключенной балерины и остальных? Лагерной охраны? Вольнонаемных, живших во всем этом "аду"? Все вместе? Как это понять и чему они аплодируют? И как-то это совсем не гармонировало с нависающим над городом монументом в память политзаключенным...

"Ладно" - подумал я, - "Люди местные и неангажированные - им видней" и с искренним удовольствием присоединился к овациям.

Ну вот. Как-то так.*

По этому адресу (
http://www.kolymastory.ru/glavnaya/magadanskomu-teatru-posvyashhaetsya/teatr-na-krayu-zemli/), если кто интересуется, можно получше ознакомиться с историей ММДТ, а главное, прочитать вот такую фразу:


"Магадан - это не богом забытая точка на карте. Магадан - это не религия золотого тельца и не колючки лагерей. Магадан - это состояние души, зов сердца и любовь на всю жизнь... Если ты смог понять Магадан, он всегда будет с тобой."


Именно - "состояние души". Край - вызов. В таких местах собираются Россияне, умеющие и знающие как выживать и побеждать. Поэтому, наверно, и понравился мне Магадан сразу. Поэтому, наверно, мы и аплодировали все вместе...

* добавлено 09.06.17.
"Меня спасла каторга... О! это было большое для меня счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление... ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнию, я там себя понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа. Все мои лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются... Ах, если бы вас на каторгу!".

"Я видел народ наш, ел с ними, спал с ними, работал мозольной работой, в то время как другие, либеральничая и похихикивая над народом, решили, что народ наш "образа звериного и печати его". ... От него я принял вновь в душу Христа, которого утратил было, когда преобразился в "европейского либерала".

Видимо, здесь и кроется значительная часть ответа на "странную" реакцию зала? А не верить искренности цитируемых фраз невозможно: это Ф. Достоевский.

Цитируется по "ЗАПИСКИ РУССКОГО УЧИТЕЛЯ", Н.А. Лобастов
в цикле "О Русской литературе",
Москва, 2016
стр. 18-19

Comments