?

Log in

No account? Create an account
Весы

Навеяло... (2)

Продолжение вчерашнего поста


Зима и подснежники

Зимняя езда в те времена - это, на самом деле, штука совершенно запредельная в современных представлениях.

Опять же дороги. Их просто не чистили в современном понимании. Нет, были бульдозеры, самосвалы, снегоуборочные машины. Но мало. Очень. Ковырялись всю зиму. Местами. Никакими реагентами полотно не обрабатывалось. Т.е. с первого снега до того, как он растает естественным путем, дороги были покрыты снегом разной глубины, льдом, наледью и т.п.

Но это не самое интересное. Не было зимней резины в современном понимании. Резина была просто с более или менее мелким протектором. Самая крутая - это похожая на сегодняшнюю всесезонку. И ее еще надо было найти: дефицит. А если найдешь - бабки надо достать. Очень чувствительно. Такого понятия, как сезонная замена резины, практически не существовало. На чем летом - на том и зимой. Шиповка - полная фантастика, о которой знали только побывавшие за границей в северных странах. Не имел никто.

Такие условия предъявляли к технике вождения недоступные пониманию основной массы современных автовладельцев требования. Помню, один знакомый профессиональный водитель на Волжанке ездил зимой в шерстяных носках, без обуви: так, через педали, лучше ощущалось, как машина "работает с дорогой"...

Эти проблемы серьезно облегчала так называемая наварная резина. Очень многие, в том числе и я, ездили на резине "до конца", а потом не покупали новую, а сдавали старую на восстановление или наварку нового протектора. Была такая услуга. Причем протектор можно было наварить с разным рисунком, в том числе - как у колесного трактора (в пропорции, конечно). Этот протектор не только очень неплохо держал дорогу, но и "вытаскивал" Волжанку из любых сугробов, снега и льда любой влажности и плотности, быстро "дорываясь", в тяжелых случаях, до асфальта. При торможении двигателем на снежно-ледовом покрытии - просто золото.

Конечно, отдельная песня, - это зимний запуск двигателя. Температуры последней декады этого февраля - весьма обычные для Московской зимы. И за -30 - ничего необычного. Помню и за -40... Двигатели - карбюраторные (бензо-воздушная смесь гораздо сильней подвержена негативному влиянию низких температур), аккумуляторы - как правило проблема (тоже - "до конца", дорого), зимних (легких) масел не было или их было просто трудно достать и... тосол или антифриз многие годы отсутствовали или были недоступным дефицитом. Ездили, в основном, на воде...

Выглядело все это примерно так. Приехал вечером с работы домой: если до -15 (может -10, сейчас точно не помню, тогда - "на автомате") - выключил двигатель и пошел домой, чтобы утром обязательно запустить движок. За ночь с водой в остывающем движке ничего критичного не происходит. Но если не завелась (а это довольно обычная история) - срочно сливай воду или заводи любым способом. Иначе трудно будет избежать капитального ремонта двигателя.

Если температура ниже - приехал и сразу сливаешь воду. Утром встаешь пораньше, греешь воду на газу на кухне и заливаешь тепленькую.

Пока не стало доступно зимнее масло добавляли в тяжелое "стандартное" немного бензина...

И запуск, самый критичный момент: включил на несколько секунд ближний свет, качнул несколько раз педалью газа бензинчику в карбюратор, дал несколько секунд на испарение, вытянул рычажок подсоса, выжал сцепление, притопил педаль газа (в зависимости от температуры) и, в сильные морозы - с содроганием, поворачиваешь ключ зажигания. В зависимости от температуры и состояния аккумулятора я знал, сколько раз он сможет провернуть совершенно холодный движок и на какой попытке. Например, 6-8- раз с первой попытки при -25. Если движок не схватился - полминуты выжидаю и делаю вторую попытку: 5-7 оборотов и т.д. Есть несколько попыток. Последняя - это когда он со скрипом делает 1 -2 оборота. Бывало и этого хватало для старта. Если не хватило - ищи другие варианты: прикуриватель, тросс. Потом прочие приятные мелочи: печка практически не греет, стекла изнутри покрываются инеем от дыхания: едешь, дрожишь и скребешь стекла, что б хоть какую "смотровую щель" обеспечить. Романтика...

Совершенно невероятные, по современным меркам, условия зимней езды и "техническая оснащенность" тогдашних отечественных авто породили сейчас забываемую категорию автолюбителей: подснежники. Неизвестно, почему подснежники: то ли потому, что всю зиму их авто стояли под снегом (часто на кирпичиках со снятыми колесами), то ли потому, что после зимнего перерыва начинали ездить только ранней весной, когда снег сходил (почти одновременно с появлением настоящих подснежников).

Их боялись. И они боялись. Ездить. Навыки, моторика, координация - все за пол-года "стояния" притуплялось. Хорошо, если такой подснежник это достаточно четко осознавал. Часто - не осознавал. В общем потоке, примерно до середины лета, они были достаточно заметны, характерны: эдакий мужичок за рулем, в шапке, тащится еле-еле, сидит, мокрый от напряжения, практически упершись животом в руль, а лбом - в ветровое стекло и... ничего не слышит и не видит, кроме узкой полоски дороги только перед своим носом. Маневрирование и, особенно, торможение - с полным ощущением того, что на дороге больше никого нет и быть не может. С этими ребятами самым верным было держать достаточную дистанцию...

Этот народ не победить

Вот правильно замечено: очень сообразительный и умный у нас народ, не говоря о том, что мужественный. Трудности нужно только ему создать и разозлить немножко и тогда - только успевай уворачиваться!



(продолжим завтра)

Comments